ЕВГЕНИЙ ЯРОСЛАВЦЕВ: «ОДНИМ КАСАНИЕМ В МАТЧЕ Я ЗАРАБОТАЛ 30000 РУБЛЕЙ. НА ЭТО МНЕ ПОТРЕБОВАЛОСЬ МЕНЬШЕ МИНУТЫ» -- 01.12.2022 13:03

– Как вы пришли в футбол, сколько вам было?
– В детстве у меня были проблемы со здоровьем – я часто простывал, поэтому врач посоветовал родителям отдать меня в спорт. Когда мне было шесть лет, папа предложил два варианта: пойти либо в футбол, либо в хоккей. Тогда на «Восходе» можно было заниматься этими видами спорта. Пробовал себя сразу в двух направлениях, но почему-то футбол привлекал меня больше. Как показала практика, врач оказался прав, и болеть я стал значительно реже.
– Осталось ли какое-нибудь яркое воспоминание об этом периоде, может быть, вы помните первую тренировку?
– Да, помню ее прекрасно (улыбается). Раньше на «Восходе» не было ворот, мы ставили легкоатлетические барьеры, которые их заменяли, поэтому мой первый гол получился несколько курьезным: мяч перелетел первый барьер, попал в верхнюю дужку второго и залетел в ворота, и его засчитали.
– Большую часть карьеры вы провели в роли центрального нападающего, выбрали эту позицию с раннего детства?
– Честно, спустя столько лет сказать об этом сложно. Конечно, где-то это было тренерское решение, а где-то исключительно мое. С раннего детства я любил атаковать, но иногда приходилось играть в центре защиты. Тут важно понимать одну деталь: с течением времени все меняется. К примеру, один турнир я начинал в роли центрального защитника, а заканчивал в роли центрального нападающего, и, наоборот, все зависит от обстоятельств и различных факторов.
– Вы один из тех футболистов, которые покинули Челябинск в раннем возрасте и поехали играть в Санкт-Петербург. Как так получилось?
– Когда я учился в восьмом классе, наша команда играла в финальном этапе регионального Первенства, и в финале турнира мне удалось себя проявить. На меня обратили внимание питерская «Смена» и еще несколько команд, но Игорь Воробьев сказал, что нужно закончить девять классов, тогда он меня отпустит. Когда я это сделал, никто так и не позвонил (смеется). Спустя год они проводили у себя турнир в манеже и пригласили меня на просмотр, но чуть позже сказали, чтобы я приезжал с вещами, то есть все произошло буквально за час.
– Насколько было тяжело выходить из зоны комфорта и покидать родной город?
– Было тяжеловато и тоскливо, но ко мне приехала мама где-то через неделю и пожила какое-то время со мной в интернате. Тогда были новогодние каникулы, поэтому там практически никого не было. Потом мы вышли на учебу, и я начал адаптироваться к новым реалиям. Первое время в бытовом плане было тяжеловато, в игровом – тоже. На первом турнире я выходил на замену, и там было непросто физически: все были крепкими и не уступали в габаритах. На втором турнире было значительно проще: я освоился и стабильно играл в составе. Наверное, проведенное время там – это лучшие годы в моей детской жизни, у меня осталось много ярких воспоминаний.
– В те годы в Санкт-Петербурге у вас был серьезный конкурент в лице Александра Кержакова, с которым вы вместе пересекались в интернате. Есть ли у вас понимание, почему карьеры сложились совершенно по-разному?
– Здесь много причин. Мне кажется, детские травмы оказали большое влияние на всю карьеру. Был период, когда я тренировался с дублем «Зенита», это было после окончания 11 класса. Тогда я много пропустил из-за операции на нос, но это не помешало мне сыграть во всех крупных финалах России и зональных соревнованиях. Тренеры «Зенита» знали, что я пропустил большое количество тренировок из-за повреждений. Кроме того, я был не местным, поэтому мне нужно было снимать квартиру и тренироваться дальше, но у меня таких возможностей не было. Так они приняли решение не оставлять меня и сосредоточиться на других игроках.
– Что случилось после отъезда из Санкт-Петербурга?
– Мы поехали с другом на просмотр в ФК «Металлург» (г. Выкса). Там я потренировался с командой в течение двух месяцев, но все-таки им не подошел, поэтому принял решение вернуться в родной город. В Челябинске меня знали, а тренер местной команды Олег Куделин видел меня на поле и понимал мои возможности. Так меня пригласили в команду, и я поехал на первый сбор.
– И все-таки, как был подписан первый профессиональный контракт? Это всегда волнительный момент в карьере любого спортсмена.
– Я был местным воспитанником, фамилия которого была на слуху, поэтому получилось подписать соглашение без просмотра. Плюс, контракт был подписан на небольшие деньги, но на несколько лет.
– На что вы потратили первую зарплату в карьере?
– Это достаточно печальный случай. Свои первые три зарплаты я отправил домой, потому что пока я был на просмотре в «Металлург» (г. Выкса), наш дом ограбили и вытащили телевизор, магнитофон и т. д. Кроме того, украли кассеты с выступлением нашей юношеской команды на различных турнирах. В чем их ценность для этих людей – загадка, но нашей семье они были важны. Не задумываясь, перевел деньги родителям, чтобы они восстановили семейный быт.
– Тема премиальных всегда вызывает интерес у читателей. К примеру, в первой части выпуска Владимир Иванов назвал сумму в районе 3000$. Что можете сказать вы?
– Сложно вспомнить такой момент, потому что премиальных в карьере было достаточно. Наверное, назову сумму в районе 2000$. Я не играл в богатых командах, но могу поделиться обратным случаем. В своей карьере столкнулся с такой практикой: у нас в Рязани были минусовые премиальные. Начало сезона я пропустил из-за травмы колена, но в преддверии дерби со второй командой города восстановился. Соперник занимал промежуточное первое место в турнирной таблице, мы же в тот момент шли на третьем, то есть игра была принципиальной. Перед матчем в раздевалку зашел президент клуба и сказал, что в случае победы у нас будут двойные премиальные – 60000 рублей, за ничью у нас отнимут 30000 рублей, а за поражение – в два раза больше. Для понимания: в том году я провел четыре игры, и сумма моих премиальных как раз составляла 60000 рублей. В том матче нам не удалось одержать победу, а я ушел в «ноль». Наверное, Рязань осталась единственной в списке моих команд, где я не получил премиальных.
– Семь команд за 13 лет игровой карьеры. Почему так часто меняли клубы?
– Когда я был молодой, то подписал контракт с ФК «Челябинск» на пять лет, потом в других клубах, как правило, никто не подписывал контракты дольше, чем на один год. Было много различных факторов, почему я не задерживался на одном месте, включая различные моменты, которые от меня не зависели. В Ижевске суммарно я отыграл четыре с половиной года, но где-то были такие предложения, которые поступали от именитых клубов, и я уходил на повышение. К примеру, там я забил 14 голов, потом поехал в Новокузнецк, где также забил 14 мячей и стал вторым бомбардиром лиги, но тренер не захотел продлевать со мной контракт. После этого меня пригласил более именитый саратовский «Сокол», где я отыграл половину сезона в составе, однако потом прочно сел на скамейку запасных. Такое положение дел меня не устроило, и я почувствовал, что мне нужно играть. Поговорил с тренером, озвучил ему свою позицию, он меня понял и отпустил в Череповец.
– Учитывая большое количество команд, где было наиболее комфортно?
– Дома было играть намного приятнее, потому что меня здесь знали, а родственники и близкие люди приходили на матчи. Кроме того, три года подряд я становился лучшим бомбардиром команды.
– У вас была яркая и насыщенная карьера, какой курьезный случай приходит на ум?
– Когда я приехал на первые сборы с Челябинском, мы побежали кросс на базе. У меня был плеер с наушниками, и я его надел. В начале пути с нами бежал тренер, а я слегка расслабился, потому что темп был комфортный и у меня играла музыка. Потом заметил, что все резко начали ускоряться, а я попросту не успел за ними. Когда я пробежал первый круг, никого не было рядом, а тренер отметил, что все бегут вторую часть дистанции. В итоге я прибежал последний. В лесу радио не работало, а мой вид после окончания кросса вызвал общий смех у ребят. В целом, я никогда не отличался выносливостью – это не мой конек. Я всегда любил рывки и скоростную работу, поэтому с кроссами на длинную дистанцию мне приходилось непросто.
– Я знаю, что вы скептически относитесь к перелетам, зачастую побаиваясь их. Почему так произошло, ведь в вашей карьере их было предостаточно.
 – После того, как борт ярославского «Локомотива» потерпел крушение в 2011 году, я стал бояться перелетов, а паника настолько сильно захватила меня, что до сих пор не отпускает. Помню, как-то летел на самолете и был на столько сильный боковой ветер, что нам пришлось садиться боком к трассе, тогда аж сердце замерло, но все обошлось. Последние два года карьеры перелеты давались тяжеловато в психологическом плане, сейчас же ситуация не изменилась.


– Если бы у нас была возможность вернуться назад, какой бы вы дали совет 18-летнему Евгению Ярославцеву?
– Профессиональней готовиться к играм. Вспоминая прошлое, я считаю, что где-то неправильно подходил к матчам. В свое время у меня были предложения от клубов Высшей лиги и Первой лиги, но… честно, вернуть что-то назад мне бы не хотелось: я анализировал свою карьеру многое количество раз и пришел к выводу, что все сложилось так, как и должно было быть. Единственное, что бы я мог посоветовать нашим воспитанникам: на каждой тренировке нужно выкладываться на 100%, потому что малейшая расслабленность всегда переносится на игры – этому я научился в Санкт-Петербурге. Тогда же у меня проскакивали мысли, что я и так хороший футболист, и в каких-то эпизодах я могу где-то «схалявить». В дальнейшем, когда выходил на поле, у меня многое не получалось. Сейчас же понимаю, что все это передавалось от тренировочного процесса.
– Какое предложение от топ-клубов было, но вы им не воспользовались?
– Когда нальчиковским «Спартаком» руководил Юрий Красножан, их команда проявила интерес ко мне. Кроме того, пермский «Амкар» также хотел видеть меня в клубе. На тот момент эти клубы выступали в Высшей лиге, а я играл за сборную Урала и Поволжья. Турнир проходил в Саранске, и я дважды принимал в нем участие. После его завершения, помимо вышеупомянутых команд, мною заинтересовались «Крылья Советов», «Камаз» и другие клубы, все уже не вспомню. В Набережные Челны я даже ездил, разговаривал с главным тренером клуба, но все-таки решил подписать контракт с Челябинском. Почему? Раньше у нас в команде были подъемные, в число которых входила квартира, поэтому я посоветовался с людьми и заключил договор с клубом. В итоге  квартиру я все-таки не получил (смеется).
– Какое достижение первым приходит на ум, когда мы анализируем вашу карьеру?
– В одной предматчевой ижевской программе я узнал интересную деталь: в ФК «Челябинск» за один матч оформляли покер лишь два человека: Владимир Райков и я. За всю историю клуба это достижение покорилось лишь нам, что вдвойне приятно. Самый памятный момент в карьере был, когда я, выступая за Ижевск в домашнем матче, забил второй гол нашей команды, и мы ушли на перерыв с преимуществом в два мяча. После перерыва меня заменили, а, вернувшись на поле из раздевалки, увидел равный счет. На следующий матч меня оставили на скамейке, а мы играли против Оренбурга, который боролся за выход в Первую лигу. С середины первого тайма мы играли в меньшинстве, а к середине второго тайма уступали 0-2. Потом у нас получилось реализовать два момента, а на 90 минуте меня подозвал тренер и сказал готовиться к выходу на поле. Понимал, что выйду в компенсированное время, а желания не было от слова совсем. Однако я вышел на поле, а Оренбург всей командой пошел вперед, потому что ничья их не устраивала. Нам же удалось подхватить их на контратаке: наш молодой защитник отобрал мяч и за счет скорости побежал вперед, у нас получился выход 2 в 1, который нам удалось реализовать. Я забил гол с нерабочей правой ноги, а спустя несколько секунд арбитр дал финальный свисток, то есть я, проведя на поле меньше минуты, сумел одним касанием заработать 30000 рублей.
– Какой самый памятный приз вы получили в своей карьере?
– Когда я оформил покер в Челябинске, мне подарили телевизор и 10000 рублей на покупку вещей в Adidas. Это был славный 2003 год. После этого больше никого в Adidas не водили, а что именно я тогда купил, уже не помню (смеется).

– Лучший тренер, с которым вы работали?
– Что означает эта формулировка? Лучший тренер – неопределенная категория. Это тот специалист, который тебе доверяет и закрывает глаза на какие-то ляпы, при этом стабильно ставит тебя в состав? К примеру, в Ижевске Альберт Андреев доверил мне место в составе, и я стабильно там забивал. К сожалению, он покинул команду после завершения сезона. Этот специалист безоговорочно мне доверял, а в отношениях с другими тренерами были свои нюансы. Я считаю, что в карьере я не нашел своего тренера, который бы мне полностью доверял.
– А как вы приняли решение начать тренерскую карьеру?
– Сложный вопрос, думаю, жизненная ситуация подвела меня к этому. Когда я был профессиональным футболистом, то точно не думал о том, чтобы продолжить карьеру в тренерской роли. Однако мы много общались с Олегом Софияником, когда вместе играли на КФК, и он пригласил меня в школу, с которой я начинал свой путь.
– Игорь Воробьев был одним из первых тренеров, у которого вы занимались. Насколько неожиданно работать вместе с ним спустя столько лет? Есть ли в этом тандеме что-то особенное?
– С раннего детства мы вместе прошли большой путь, играя в соревнованиях различного уровня. Мы легко друг друга понимаем, я испытываю огромное уважение к нему, вольностей я по-прежнему не позволяю (смеется), всегда обращаюсь на «вы» и никак иначе.
– Первого сентября капитаны нашей школы рассуждали на тему своих будущий профессий. Тренер – один из самых популярных вариантов. А в чем, собственно, кайф этой работы? От чего можно получить удовольствие?
– Наверное, кайф от работы я стал ощущать не так давно – последние два года. Скажу честно, мне тяжело работать с маленькими детьми, потому что они играют в непривычном для профессионального футбола формате. После завершения профессиональной карьеры я не понимал многих нюансов, но Николай Бутук часто помогал мне на первых этапах, объясняя специфику детского развития. Сейчас ребята играют на все поле, а здесь я могу раскрыть себя и подсказать детям различные тактические тонкости и научить их техническим элементам. Когда ты видишь, что те компоненты, которые вы отрабатывали на тренировках, дети переносят на поле, то ты получаешь удовольствие.
– То есть результат отходит на второй план?
– Результат, конечно, важен и всегда приятно добиваться побед, но истинное удовольствие ты получаешь от того, что дети тебя слушают, стараются выполнять твои установки, понимая, что это приведет к успеху. Мы не загоняем детей в какие-то рамки и понимаем, что они сами принимают решения на поле, но они знают, что мы от них требуем и стараются реализовывать какие-либо заготовки, стандарты и перестроения на футбольном поле.
– Главные качества центрального нападающего? Иными словами, на что конкретно вы обращаете внимание своих воспитанников?
– Я считаю, что это специфическая позиция. Здесь необходимо иметь скорость и умение играть спиной и головой, правильно открываться и учитывать специфику того, как нужно ставить корпус при приеме мяча. Кроме того, важно обращать внимание на исполнение в штрафной площади и общий выбор позиции на поле, то есть это голевое чутье: важно чувствовать, где окажется мяч в штрафной площади и реализовывать эти моменты.
– А кто, по вашему мнению, считается эталоном на этой позиции?
– Единственный нападающий, которого я всегда любил – это зубастик Роналдо. Он делал сумасшедшие вещи на скорости, даже ни Мбаппе или Холланд с ним не сравнятся.

 

Мы в социальных сетях

Новости

«Мы в игре. Лето»

История дня. Алексей Власов.

Продолжаем пополнять нашу популярную рубрику «История дня», в которой спикеры делятся с вами воспоминаниями из футбольного прошлого.

ЕВГЕНИЙ ЯРОСЛАВЦЕВ: «ОДНИМ КАСАНИЕМ В МАТЧЕ Я ЗАРАБОТАЛ 30000 РУБЛЕЙ. НА ЭТО МНЕ ПОТРЕБОВАЛОСЬ МЕНЬШЕ МИНУТЫ»

Вторым гостем рубрики «Я тренер» стал наставник юношеской команды 2008 года рождения Евгений Ярославцев. Он подробно рассказал о своей 13-летней футбольной карьере, в которой он сменил семь профессиональных клубов, поделился опытом раннего переезда из Челябинска в Санкт-Петербургскую «Смену», вспомнил опыт совместных тренировок с Александром Кержаковым и Дмитрием Сычевым, описал эмоции от работы с детьми

 

 

Решаем вместе
Проблемы с записью в спортивную секцию? Спортивные площадки требуют ремонта?

 

 

 

 

 

Протоколы соревнований

Нет записей

© 2013 Template by w3layouts